Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Кому принадлежит приоритетная роль в воспитании ребёнка
Всего 7 человек

Методические рекомендации по организации и содержанию работы воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дата: 25 января 2015 в 12:00
Автор: Пицун О. В.

Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

                   

 

Создание благоприятного психологического микроклимата в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения  педагога необходимость  порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и  доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.

 Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

 

Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи в коллективе

 

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Малышу трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей  нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться  ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание  при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит  безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда  посещение группы превращается для  ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.

 

 

 

 

Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми

нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

  • речевыми нарушениями;
  • неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
  • особенностями личности воспитанников.

 

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

 

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением  ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении  со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов  в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

 

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

 

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

 

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Требования к речи воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];
  • произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес  к содержанию высказывания
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»);
  • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

Воспитателю  необходимо:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;
  •  использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  •  связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
  • использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

 

Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

 Задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с ТНР.

При ведущей роли учителя-дефектолога  в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и  тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  у детей с речевыми нарушениями;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;
  • автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи  у воспитанников;
  • закрепление умений  звуко-слогового  анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
  • закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
  • сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения 
  • обеспечение необходимой познавательной и мотивационной  базы для формирования речевых умений.

 

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем  на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель  решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый  объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации  словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам  рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель принимает активное участие  в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира  воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление  и усвоение речевых навыков проводится воспитателем  и во время режимных моментов:  одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время  игр,утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

 

Документация воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

При организации воспитательно-образовательного процесса в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи у воспитателя  должны быть следующие документы:

  1. Кодекс об образовании
  2. Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования.
  3. Программа «Выхаванне і навучанне дзяцей з парушэннямі маўлення» (Мн.: 1997).
  4. Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 
  5. Сведения о родителях.
  6. Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога и  воспитателя.
  7. Тетрадь обследования детей группы (Раздел «Диагностическая деятельность воспитателя»).
  8. Протоколы родительских собраний.
  9. Расписание занятий (Раздел «Организация деятельности воспитателя на занятиях»).
  10. Индивидуальные тетради детей.

 

Организация деятельности воспитателя на занятиях

 

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и  подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

  • коррекционно-развивающие занятия
  • общеобразовательные занятия

 

Учитель-дефектолог проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:

  • занятия по формированию звуковой стороны речи (подгрупповые);
  • занятия по развитию речи  (подгрупповые);
  • занятия по обучению грамоте (подгрупповые);
  • индивидуальные логопедические занятия.

 

Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

  • ознакомление с окружающим и развитие речи;
  • формирование элементарных  математических представлений;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • сенсорика;
  • игра (сюжетно-ролевая и дидактическая)
  • физкультурные занятия (может проводить руководитель по физической культуре)

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию  навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и  периода  обучения.

Расписание занятий составляется к 15 сентября на весь год и заверяется администрацией дошкольного учреждения. ( Приложение 1)

Продолжительность подгрупповых занятий от 15 мин  (I-II год обучения) до 25-30 мин (ІII-У год обучения).

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:

  1. Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения
  2. Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
  3. Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
  4. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
  5. Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.
  6. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
  7. Обеспечение индивидуального подхода  на фоне коллективной работы на занятии
  8. Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать  и общепедагогические требования:

  • вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
  • невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к  объектам наблюдения;
  • демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
  • замечания делать  в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам  комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

  • Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои  дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.
  • Деление по принципу «смешанных подгрупп» -  в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы  объединять на занятия  детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с  более высоким уровнем речевого развития являются  образцом для всех остальных детей подгруппы.

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует  успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной   подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную   группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении  занятий воспитателю необходимо  учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

  1. Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен. Поэтому важно на занятии  четко выделять цель и  осуществлять ее реализацию   использованием  эффективных методов обучения.
  2. Скорость восприятия  учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
  3. Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием  низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные  результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
  4. Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.